Герб

Администрация городского поселения
«Аксёново-Зиловское»
Чернышевского района
Забайкальского края

История

Станция Зилово основана в 1908 году.

2. Из доклада производителя работ Забайкальской землеотводной партии Дьяченко (1913 год): «Возникновение посёлка Алексеевского (станции Зилово) относится к 1908 году, когда с проведением железной дороги здесь зародилась жизнь, вызванная условиями экономического характера. Посёлок расположен на свободных землях Нерчинского округа ведомства кабинета его Величества. В посёлке Алексеевском имеются 72 домохозяина, всего населения 761 человек. По роду главного занятия: рабочие и ремесленники-262 человека, служащих- 17 человек, торговцы- 27 человек, прочие-14 чел. Домов на станции Зилово-27, лавка-1, баня-1, церковь-1,бараков-12… Район (Зилово), в котором сосредоточены пристанционные посёлки, представляют дикую тайгу, где на протяжении более 400 вёрст не имеется ни одного селения.» На строящейся Амурской ж.д. станция Зилово была головной (станцией 3 класса), более населённой, на ней базировались главные мастерские, участки тяги, пути, связи, движения, резервы проводников, смазчиков, кондукторов и всё другое, связанное как со строительством, так и с временной эксплуатацией новой железной дороги. По тому времени это был один из крупнейших населённых пунктов строительства с многотысячным коллективом квалифицированных рабочих. Жители сеяли хлеб, держали скот, держали лошадей в извоз и бани, купцы торговали.

В январе 1911 года закончились все подготовительные работы, и началось регулярное движение поездов, оно открылось в октябре 1913 года.

Паровозное депо построено к 1912 году, ещё раньше были открыты Железнодорожные мастерские, но они закрылись в 1936 году.

2-я очередь корпусов паровозного депо построена к 1935 году.

В Зилово одним из организаторов социал-демократической организации был начальник зиловских ж.д. мастерских инженер Владимир Иванович Шимановский.

Зиловскую подпольную большевистскую группу возглавлял машинист паровоза Чулков Г.И.

В конце августа 1918 года на станции Зилово состоялся митинг рабочих железнодорожников. На митинге выступил командующий Забайкальским фронтом С.Г.Лазо.

В июле 1919 года зиловчане организовали партизанский отряд. Первым командиром был Кошель Владимир Игнатьевич-дорожный мастер ст.Тамка.

Восстание зиловских партизан на долго парализовало движение поездов по Амурской ж.д., глубокой осенью 1919 года отряд соединился с войсками П.Н.Журавлёва

«Из зиловских рабочих мы организовали пехотный полк в тысячу человек, это была высокосознательная и дисциплинированная часть, ставшая одной из боеспособных в партизанских войсках»,- так вспоминал С.С.Киргинцев, начальник штаба армии Журавлёва.

С марта по сентябрь 1920 года в Зилово размещался штаб Восточно-Забайкальского фронта под командованием Д.С. Шилова.

В ноябре 1920 года в Зилово состоялась конференция трудящихся освобождённых Нерчинского и Сретенского районов, на которой была принята резолюция о признании ДВР.

Первая комсомольская ячейка была создана в октябре 1920 года. Первый секретарь комсомольской ячейки ст.Зилово Павел Логоненко.

В 1921 году 1 мая комсомольцы вместе с коммунистами провели первую демонстрацию

В 1927 году Указом Верховного Совета СССР посёлок Алексеевский был переименован в посёлок Аксёновский, в честь зиловских партизан, братьев Аксёновых, погибших 1сентября 1919 г. в бою с японскими захватчиками.

С 1930 года посёлок Аксёновский стал посёлком городского типа.

В 20-30-е годы 20 века в Зилово было самое большое количество торговых точек: промтоварные, смешанный, дежурный, сельпо, мануфактурный, книжные, хлебные, булочные, золотопродснаб, магазины военторга, центроспирт, колбасный, гастроном, хозяйственный, вино-водочный, а также были пельменная, ресторан, пивная, рынок.

Приказом начальника Забайкальской ж.д. от 23.05. 1932 года была создана в Зилово электростанция, а здание под неё было построено к 1 октября 1935 года. Начальником был назначен Лукин Сергей Кузьмич.

В 1935-36 годах депо разделили на службы движения, тяговую службу, связистов, вагонников, ремонтное депо.

Впервые в апреле 1936 года постановлением ЦК ВКП (б) награждены орденом Красного Знамени: бригадир комплексной бригады паровозного депо ст.Зилово — Гудзь П.Е., орденами «Знак Почёта» – диспетчер ст.Зилово Богданов В.М. и машинист паровоза Горемыкин Юрий.

В 1935-36 годах заключённые филиала БАМЛАГА строили 1-й и 2-й Кировский, электростанцию, корпуса депо, клуб, виадук, провели водопровод с прийска, укладывали 2-е пути и построили деревянное здание вокзала.

Первыми из награждённых знаком «Почётный железнодорожник» были заместитель начальника Зиловского отделения дороги, руководитель единой комсомольско-молодёжной смены Филиппов А.А. и Ерёменко И.А. – мастер промывочного цеха, бригадир комсомольско-молодёжной бригады. 22. В августе 1939 г. при паровозном депо Зилово были открыты 6 месячные курсы помощников машинистов паровоза.

Список женщин – кочегаров, помощников и машинистов паровоза: Беломестнова Татьяна, Чалдаева Вера, Горячкина Евгения, Колбина Вера, Колотилина Александра, Абрамова Мария, Шеломенцева Лидия, Иванова Октябрина, Пинигина Татьяна, Максименко Анна, Верочкина Мария, Банникова Тамара, Ермакова Ольга, Рыбкина Клавдия, Тищенко Мария и др.

4-е Зиловское отделение дороги было от станции Укурей до станции Ксеньевская. Отделение закрыли в 1947 году. Газета отделения называлась «Голос стахановца», последние номера вышли в 1943 году.

Начальники депо станции Зилово: Бабичев Викентий Денисович (1917-1920 гг.), Логоненко Александр (1921-28? гг.), Шевченко Андрей Иванович, Калин Андрей Яковлевич ( ?-1937 гг.), Чюрлис, Черенков Василий Иванович (1937-1938 гг.), Рощин Михаил Владимирович (1938-41 гг.), Певчих Александр Игнатьевич (1941-43 гг.), Астахов Вениамин Акимович (1943-47 гг.), Пуговкин Константин Алексеевич (1947- 57гг.), Андронников, Широков Виктор Николаевич ( 1957 -1970 гг.).Федоров Анатолий Александрович, Баканов Виктор Фёдорович, Ковалёв Владимир Сергеевич, Шестаков Алексей Спиридонович, Рудых Михаил Сергеевич были начальниками подменного пункта станции Зилово. Подменный пункт ТЧП-16 был закрыт в 2005 году. Почти все поездные бригады будут переведены в Могочу и Чернышевск.

21 работник Зилово с 1939 по 1976 годы были удостоены высшей награды СССР- ордена Ленина.

На станции Зилово в 20-50-е годы были: паровозное и вагонное депо, контукторский резерв, политотдел, райпрофсож, милиция, отдел НКВД, паспортный стол, редакция газеты, не менее пяти школ, пришкольные интернаты для учащихся линейных станций, клубы:поселковый, военный, железнодорожный: библиотеки, летний сад отдыха, столовые, больницы (амбулатория, роддом, поликлиника, хирургическое и терапевтическое отделения) дом- малюток (для детей сирот), почта, телеграф, радиоузел, метеостанция, баня, электростанция.

В 1950 году население Зилово состояло почти из 14 тысяч человек.

В годы Великой Отечественной войны при паровозном депо работала колонна имени Государственного Комитета Обороны из 8 бригад, руководил ею И.Т.Соловьёв.

Зиловские железнодорожники в годы ВО войны собрали более 800 тысяч рублей на строительство танка «Зиловский железнодорожник», он вошёл в танковую колонну «Комсомолец Забайкалья».

15 октября 1945 года коллективу депо Зилово и Зиловскому отделению паровозного хозяйства вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Принимал знамя Онучин Павел Андреевич-начальник отделения паровозного хозяйства.

30. п. Аксёново-Зиловское — родина Героев: за боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны звания Героев Советского Союза присвоено Чалдаеву В.А. (посмертно) и Пинскому М.С. Полным кавалером Орденов Славы стал Петрукович А.С.

За трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы звания Героя Социалистического труда был удостоен машинист паровоза Соловьёв И.Т. в 1959 году.

За годы ВО войны погибло более 300 зиловчан, без вести пропало 24 фронтовика.

Председатели поселкового совета трудящихся Аксёново-Зиловское:

Ботимиров, Дзюба, Никитин, Анашкин, Дыбовский, Кузнецов И.Н., Зазовский, Ермолаев, Ракитин, Прохоров И.В., Казаков Я., Ракитин, Коробёнков В.И., Солянок Г.И., Пичуева А.И., Фёдоров А.А., Куницин Г.А., Якушев В.Н., Сомова Р.П., Дроздов П.М., Тюкавкин В. М.

1951 год. Почти через 10 лет возобновился при сш №46 выпуск старшеклассников с аттестатами о среднем образовании.

15 августа 1959 года сш №46 стала сш №70

30 декабря 1959 года. Построена 8-летняя школа № 72. Первый директор Золотарёва (Сугак) Ульяна Никитична – заслуженный учитель школ РСФСР.

В октябре 1960 года был сооружён памятник зиловским партизанам в честь 40 годовщины со дня освобождения Забайкалья от белогвардейцев.

3-х этажное здание средней школы №70 было построено к 1сентября 1968 года.

В 1964 году паровозное депо закрыли и был оставлен пункт подмены тепловозов (подменный пункт ТЧП-16). Пошли первые тепловозы. 1-й тепловоз Т-2 вёл машинист Быстров Виктор Уварович, 1-й тепловоз Т-3 вёл машинист Бутин Иван Иванович.

1 июля 1965 года создан РСП-37. Первым его начальником стал Куницын Геннадий Алексеевич. В честь трудовых достижений Героя социалистического труда Соловьёва Ивана Трофимовича и железнодорожников узла станции Зилово поставлен на вечную стоянку в 1988 году паровоз № 3220.

К 45- летию Победы в Великой Отечественной войне был открыт мемориал с памятными досками, на которых выбиты 193 фамилии зиловчан, погибших в ВО войне. В 2015 году была открыта новая стела с 52 фамилиями погибших земляков, установленных по «Книге Памяти» поисковой группой музея.

Создана ЭЧК приказом начальника Забайкальской ж.д. От 15.01. 1990 года. Начальником назначен Пшеничников В.В. Граница обслуживания ЭЧК Зилово 138км 400м.

Информация собрана и обобщена на основе архивных данных и воспоминаний старожилов посёлка. Работа выполнена Рудых Н.К. к 2007 г.